г. ИЖЕВСК ул. КИРОВА, 17  |    

  • Эстафета Памяти

Информационная карта

Целевая аудитория (потребители)

Классные руководители 6-11 классов, кураторы кадетских классов, педагоги-организаторы, заместители директоров школ по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования туристско-краеведческой, социально-гуманитарной направленностей.

Вид методического продукта

Рекомендательный продукт

Основное содержание

Рекомендации содержат сведения о способах организации деятельности детских коллективов по осмыслению важных событий военной истории страны через посещение памятных мест сражений, трудового и гражданского подвига предков на территории страны.

Актуальность

Патриотизм как объединяющая идея российского общества становится приоритетной в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Гражданская идентификация как основа патриотизма формируется различными способами воздействия на юных граждан в системе образования, среди которых незаслуженно замалчивается роль туристско-краеведческой деятельности и детских образовательных путешествий по стране. Одной из причин является отсутствие широкого применения педагогических технологий в организации таких путешествий. Кроме того зарегулированность организации выезда детских групп под руководством педагогов за пределы постоянного места жительства, связанная с высокими рисками, безопасностью и ответственностью, не привлекают широкие круги педагогов использовать такие формы работы с детьми.

Цель и задачи

Цель: создать алгоритмы организационной и содержательной деятельности педагога - руководителя детского коллектива по формированиюу подростков гражданской идентичности,основанныхнагордостиподвигамиидостижениямисвоегонарода,сопричастности к ним, осознании ответственности за будущеесвоей страны,определяющих патриотичное отношениекРодине.

Задачи:

- Использовать мотивационные инструменты Всероссийской акции для организации детских путешествий

- Разработать методики погружения обучающихся в историческое содержание тематических маршрутов

- Обеспечить формами документов и алгоритмами действий по организации выезда детских групп на маршруты Всероссийской акции

Анализ результатов.

По образовательным маршрутам Всероссийской акции «Эстафета Памяти-80» в 2023 году проехали 54 обучающихся и 6 педагогов из ДДЮТ, ИТ-Лицея №24 и СЭЛ№45 г.Ижевска в г.Волгоград и Ленинградской области в дни празднования 80-летия Прорыва блокады Ленинграда и освобождения Сталинграда.

Положение о Всероссийской акции «Эстафета памяти-80»

Гражданская идентификация на маршрутах «Эстафеты памяти-80»

Несмотря на то, что гражданская идентификация описана во ФГОС в личностных результатах образовательной деятельности, этот признак заслуживает отдельного рассмотрения как наиболее отвечающий задаче воспитания в современной исторической ситуации, в том числе при создании маршрутов школьного познавательного туризма. Для того, чтобы маршрут отвечал задаче формирования гражданской идентичности, надо разобраться в том, что стоит за этим понятием.

Понятие идентичности пришло из психологии развития личности и определяет идентичность  как свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к той или иной группе или общности. Человек ищет себя в различных измерениях: религиозном, гендерном, политическом. Ищет на уровнях самопознания и соотношения себя с окружающим миром.

На уровне самоанализа и самопознания идентичность определяется как представление о себе как о неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремлённого в будущее.

На уровне соотношения себя с представителями окружающей социальной среды происходит социализация человека, выраженная в социальной идентичности. Так, речь может идти о формировании профессиональной, этнической, национальной, религиозной идентичности личности.

Теперь мы можем определить гражданскую идентичность как одну из составляющих социальной идентичности личности, выраженную в осознании принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, и основанное на признаке гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта.

Выделяют три уровня гражданской идентичности и их результаты:

  1. Знать (знание о принадлежности к данной социальной общности)

  • создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

  • формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  • экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

  1. Относиться (позитивное, негативное или амбивалентное (безразличное) отношение к принадлежности м как следствие принятие или непринятие своей принадлежности)

  • чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

  1. Действовать (реализация своих представлений о принадлежности к данной общности в социально значимых действиях)

  • участие в самоуправлении в пределах возрастных компетенций;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • умение конструктивно разрешать конфликты; толерантное отношение к иным мнениям, взглядам, убеждениям, уважение мировоззрения и веры другого человека;

  • участие в общественной жизни;

  • выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.

Формирование гражданской идентичности является главной воспитательной задачей школьного туристического или экскурсионного маршрута. Для того, чтобы отразить эту задачу в описании школьного познавательного маршрута, можно пойти несколькими путями.

1. Внести как цель

Любой из перечисленных результатов может стать Целью проведения маршрута. Особенно это относится к маршрутам исторической и патриотической направленностей, которые проходят в рамках Всероссийской акции «Эстафета Памяти-80».

  1. Работать с содержанием

Изложение любых событий, в том числе памятных дат, биографий, истории региона или конкретного объекта должно отвечать требованиям к категории Знать и Относиться. Содержание маршрута«Эстафеты Памяти – 80» раскрывает основные факты и хронику событий крупных решающих сражений Великой Отечественной войны: Сталинградская битва, прорыв и полное снятие блокады Ленинграда, Курская Битва, битва за Кавказ, оборона Москвы и контрнаступление под Москвой. Отношение формируется через посещение экспозиций государственных и школьных музеев, выставок военной техники и оружия под открытым небом, иммерсивных экскурсий в интерактивных парках «Россия – моя история», сохраненных интерьерах исторических зданий и сооружений, ландшафтных памятников и урочищ на территории мест сражений. Как правило, экскурсоводами и гидами по вышеперечисленным объектам становятся сверстники подростов: экскурсоводы школьных музеев, юные туристы-краеведы детских объединений дополнительного образования, волонтеры детских общественных организаций принимающего региона, что влияет на эффективность восприятия информации и осознания ее ценности.

  1. Вовлекать в действие

Включать в программы маршрутов действия по формированию гражданской идентичности, особенно, а части самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельными формами работы участников на маршрутах «Эстафеты памяти-80» становится сбор и накопление информации для создания фото-видео проектов, публикаций в соц. сетях, , общественно-полезных акций и дел в канун Дней воинской славы, патриотических календарных праздников, исследовательских и социальных проектов для презентации на конференциях и конкурсов различных уровней.

Системная включенность маршрута Эстафеты Памяти-80 в образовательный процесс

Современная практика проведения программ организованного туризма и экскурсий с участием школьников показывает, что в них принимают участие туроператоры и экскурсионные компании, отдельные экскурсоводы, иногда работники промышленных предприятий и объектов культуры. При этом роль педагогов зачастую не определена, чаще всего это просто сопровождение группы. При организации маршрута «Эстафеты Памяти-80» такая практика недопустима.

Системность проведения Всероссийской Акции в этом случае это взаимосвязанность работы сотрудников образовательного учреждения и тех, кто занимается реализацией программы маршрута «Эстафета Памяти-80» на принимающей территории: г. Волгоград, Ленинградская область и СПб, Московская область, Курская область, Краснодарский и Ставропольский край.

Мы должны предусмотреть две смысловые связки:

  1. содержания программы с урочной деятельностью;

  1. работы педагога в урочной и внеурочной работе.

Как это можно сделать:

Достаточно очевидным и реализуемым решением является разделение программы школьного маршрута на три части:

  1. Подготовительная, вводная часть маршрута, которая проводится на уроке. Это вводная информация о теме, постановка целей и задач проектной или исследовательской работы, формирование команд, может быть задание на изучение материала.

Например, для выезда на маршрут «Эстафеты Памяти-80» в г. Волгоград, посвященный 80-летию освобождения Сталинграда от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году в феврале 2023 года, группа воспитанников школы полиции «СтрИж» МБОУ ДО ДДЮТ с начала учебного года включилась в проектную деятельность по направлениям:

ГРУППА МЕДИА

  • КИНО - Найти, просмотреть все доступные художественные фильмы (Название, год, организация, режиссер), посвященные Сталинградской битве. Написать короткое эссе. Текст и ссылку на фильм опубликовать на своей странице с хештегами. – 3 публикации

  • ИЗО - Найти и просмотреть все художественные полотна (картины) (Название, год, организация, художник), посвященные Сталинградской битве. Написать короткое эссе. Текст и картину опубликовать на своей странице с хештегами. – 3 публикации

  • МУЗЫКА - Найти и прослушать все музыкальные произведения(песни) (Название, год, композитор, поэт, исполнитель), посвященные Сталинградской битве. Написать короткое эссе. Аудио и картинку опубликовать на своей странице с хештегами. – 3 публикации

Хештеги:

#СталинградскаяБитва80 #ЭстафетаПамяти80 #ИжДворец #ОткрытаяУдмуртия #ШколаПолицииСТРИж #МАДЮТиК

 

ГРУППА ИССЛЕДОВАТЕЛИ

  • Собрать источники (публикации, документы) и подготовить информационное сообщение с презентацией на тему «ТЫЛ – ФРОНТУ. Коренной перелом Великой Отечественной. Вклад ижевчан в исход Сталинградской битвы» на 5 минут.

  • Собрать источники (публикации, документы) и подготовить информационное сообщение с презентацией на тему «Боевой подвиг земляков. Коренной перелом Великой Отечественной. Вклад уроженцев Удмуртии в исход Сталинградской битвы» на 5 минут.

  • Собрать источники (публикации, документы) и подготовить информационное сообщение с презентацией на тему «Снайперы и винтовки. Коренной перелом Великой Отечественной. Вклад ижевских оружейников в исход Сталинградской битвы» на 5 минут.

 

ГРУППА ИСПОЛНИТЕЛИ

  • Найти, выбрать и выучить стихотворное произведение, посвященное Сталинградской битве. Подготовиться к выступлению с выразительным чтением наизусть. Продумать художественное сопровождение ( видеоряд, музыка)

  • Найти, выбрать и выучить песню, посвященную Сталинградской битве. Разучить с участниками поездки. Подготовиться к публичному исполнению. Продумать художественное сопровождение (видеоряд,аккоомпанемент)

 

ГРУППА ОФОРМИТЕЛИ

  • Собрать, упаковать и довезти еловые ветви для изготовления памятного венка Памяти Героев Сталинграда.

  • Продумать технику изготовления, подготовить материалы для оформления и изготовить в поездке памятный венок Памяти Героев Сталинграда.

  • Продумать модель и изготовить единый знак участников акции с использованием георгиевской ленты и символа Сталинграда-80 для всех участников -35 штук

 

ГРУППА ЦЕРЕМОНИАЛА

  • Составить сценарий церемониала в зале Славы на Мамаевом кургане

  • Подобрать участников из состава группы: команда возложения венка -5 человек, знаменная группа, чтецы

  • Провести репетиции

 

  1. Часть исполнения, в которой обучающиеся проводят самостоятельную проектную или исследовательскую или познавательную работу. Каждая группа составила план работы, распределила обязанности. В еженедельном режиме группы проводили отчет о продвижении к результату проекта.

  1. Часть рефлексии, презентации, оценки работы: взаимооценка работы групп проводилась в форме коллективного обсуждения и рекомендаций друг другу. По итогам участия в Акции (посещения маршрута в г.Волгоград) ребята провели взаимную самооценку публикаций в соц.сетях, творческих работ, с которыми в дальнейшем приняли участие в Республиканском конкурсе «Славься, Отечество». (Приложение. Эссе Никитина Романа о художественном фильме «Горячий снег», ссылки на публикации в соц.сетях)

Этот алгоритм позволяет решить оба вопроса. Включить содержание маршрута в урочную деятельность и также обеспечить участие педагога в проведении маршрута (как системного решения).

Опять же, возможны варианты работы педагогов с детьми в дороге, в процессе реализации экскурсионной программы. Очно и дистанционно.

При этом мы не забываем, что результаты общего образования это предметные, метапредметные и личностные. Это значит, что мы не ограничиваемся только предметными темами. Мы развиваем также метапредметные и личностные результаты.

В итоге мы должны понимать важность включения работы педагога в реализацию маршрута. Только через него возможно включение программы маршрута в образовательную программу в форме внеурочной деятельности.

Программа Эстафеты памяти-80 в г. Волгограде

Программа Всероссийской патриотической туристско-краеведческой акции обучающихся "Эстафета Памяти"

 

31.01.2023

Содержание

Учреждения объектов показа

До 15.00

Встреча делегаций на жд вокзале

История города Царицына – Герои Гражданской войны –строительства Сталинграда – наступление Вермахта, оборона города, капитуляция 6 армии

15.30 – 19.00

Обзорная экскурсия по площади Павших Борцов, Аллее Героев

Экскурсии в Областной краеведческий музей, Мемориально-исторический музей,

Музей «Память» - реконструкция пленения Паулюса

19.00

УЖИН

Адаптация в городском пространстве, знакомство с видами общественного транспорта, ориентирование в центральной части города

  • https://vlg-tk.ru/

20.00

Размещение в гостиницах города

  • https://www.welcomevolgograd.com/

22.00

отбой

 

01.02.2023

 

 

8.00 – 9.30

ЗАВТРАК

История обороны Сталинграда, подвиги бойцов 62 армии Чуйкова, сержанта Павлова, операция «Кольцо», взятие высоты 102

 

10.00 – 12.00

Музей-панорама "Сталинградская битва"

11.00 – 13.00

Экскурсия в районе Дома Павлова – мельницы Герхарда- памятник Волжским речникам – БК-13

12.00-13.30

ОБЕД

Быт и тяготы жителей и детей в период уличных сражений, обороны города, эвакуации на левый берег Волги

13.30-18.00

Экскурсия в музеях «Бункер Сталинграда», "Дети Царицына-Сталинграда-Волгограда",

18.00-19.30

УЖИН

Участие земляков в освобождении Сталинграда, личное отношение к событию через творчество: песни, стихи, ДПИ

 

20.00

ВЕЧЕР ПАМЯТИ ГЕРОЕВ Сталинградской битвы, награждение участников Акции

23.00

отбой

 

 

02.02.2022- День 80-летия освобождения Сталинграда

 

8.30 – 10.00

ЗАВТРАК,

 

 

10.00-12:00

Обзорная экскурсия по Мамаеву Кургану,

Торжественный митинг в Зале воинской славы, Минута молчания, смена караула

История подвигов защитников Сталинграда, возложение памятной гирляды, бессмертный полк, челенджи, марафоны «Я помню. Я горжусь»

13.00

ОБЕД

 

14.30

Акция - пешая прогулка с экскурсией "По местам боев Сталинградской битвы" (ул. Рокоссовского – зап. склон Мамаева Кургана– Аллея России – ЦПКО – бункер Родимцева, - памятник Волжским речникам – БК-13 – центральная набережная – "Гаситель")

Представление о линии фронта, роли воинских подразделений, жертвах массовой бомбардировки, героев организации эвакуации жителей города, рабочих оборонных заводов

 

16.00-17.30

УЖИН

 

 

С 18.00

Отъезд делегаций

 

 

Программа Эстафеты памяти в Ленинградской области

Программа ВСЕРОССИЙСКОЙ Акции, ПоСВЯЩЕННОЙ ПОБедЕ в Великой отечественной войне, «Эстафета Памяти-80»: маршрут #Ладога79 

Программа методического выезда руководителей школьных музеев «Экспозиционная работа музея в контексте иммерсивных экскурсий и интерактивных форм работы с посетителями»

Вопросы по организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского туризма и парусного спорта», Ирина Геннадьевна Кроткова

Адрес: 188686, Ленинградская область, Волховский район, г.Новая Ладога, ул. Максима Горького, д.12, тел. 8-813-63-31-869, 8-921-773-78-22

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">parussport@mail.ru; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">mkk.lo.ladoga@yandex.ru

 

Программа акции (дети )

Программа семинара руководителей школьных музеев

 

 

26 января 2023 года

 

 

7:19

встреча на Ладожском ж/д вокзале г. СПб

 

47 км

1,5 ч

7:40-11:00

ш. Дорога Жизни, 58, посёлок при железнодорожной станции Ладожское Озеро Музей «Дорога жизни»

«Приёмы музейно-экспозиционного проектирования» – осмотр и анализ экспозиции

 

 

11:00-12:00

трансфер в г.Кировск на Невский пятачок - музей-панораму «ПрорывблокадыЛенинграда», ОБЕД

 

40 км

40 мин

12:00-12:30

трансфер и экскурсионная программа «Синявинские высоты»

 

15 км

10 мин

12:30-16:30

экскурсия в музей-панораму «Прорыв»,

диараму,

обзорная экскурсия по парку военной техники

«Технология обработки и подготовка музейного предмета к экспонированию.

Способы размещения экспонатов в экспозиции» - консультация сотрудников музея

 

 

16:30-18:00

переезд автобусами в г. Новая Ладога, ул. М. Горького, д.12, знакомство с городом

 

85 км

1,5 ч

18:00-19:30

размещение в Центре детского туризма, УЖИН в кафе

 

 

 

19:30-21:00

Экскурсия в музей Александра Суворова

«Средства отображения информации: модули, тренажёры, игровые комплексы» - консультации сотрудников музея

 

 

21:00-22:30

«Вечер знакомств» с обучающимися Центра ДЮТиПС, чаепитие, отбой

 

 

 

 

27 января 2021 года

 

 

07:00-07:30

завтрак в Центре детского туризма (или в кафе)

 

 

 

8.00-12.00

переезд в пос. Кобона, экскурсия в музей «Кобона», выход на туристский маршрут «Ледовая трасса» - Братские могилы Кобоны – ВИДЕСВЯЗЬ с ИЖЕВСКОМ, ОБЕД

«Реконструкция локальных событий на минимальной экспозиционной площади» - консультации сотрудников музея

65 км

1 ч15 мин

12.00-14.00

Переезд в г. Волхов

 

60 км

1 ч 10 мин

14:00 – 14.30

Акция «Вахта Памяти –Дорога Жизни»: открытие Митинга у памятника, возложение цветов, минута молчания, фото зоны

 

 

 

14:30-16:00

Экскурсия в музей 29 Гвардейского Волховского истребительного авиаполка Волховской школы N°6 - победитель Всероссийского конкурса школьных военно-исторических музеев

«Научные, художественные и технические решения тематической экспозиции. Особенности подготовки и проведения иммерсивных экскурсий со школьниками» - презентация опыта работы руководителя и актива школьного музея

 

 

16:00 – 18:00 –

Экскурсия в Крепость «Старая Ладога»

 

12 км

10 мин

18:00-20.00 –

переезд в г.Новая Ладога, Музей в колокольне Новой Ладоге, УЖИН

 

14 км

15 мин

20:30-22:30

встреча с представителями ПСО г.Новая Ладога, исторический фильм об острове СУХО в годы войны в Центре детского туризма

Подведение итогов семинара