Целевая аудитория (потребители) Классные руководители 6-11 классов, кураторы кадетских классов, педагоги-организаторы, заместители директоров школ по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования туристско-краеведческой, социально-гуманитарной направленностей. Вид методического продукта Рекомендательный продукт Основное содержание Рекомендации содержат сведения о способах организации деятельности детских коллективов по осмыслению важных событий военной истории страны через посещение памятных мест сражений, трудового и гражданского подвига предков на территории страны. Актуальность Патриотизм как объединяющая идея российского общества становится приоритетной в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Гражданская идентификация как основа патриотизма формируется различными способами воздействия на юных граждан в системе образования, среди которых незаслуженно замалчивается роль туристско-краеведческой деятельности и детских образовательных путешествий по стране. Одной из причин является отсутствие широкого применения педагогических технологий в организации таких путешествий. Кроме того зарегулированность организации выезда детских групп под руководством педагогов за пределы постоянного места жительства, связанная с высокими рисками, безопасностью и ответственностью, не привлекают широкие круги педагогов использовать такие формы работы с детьми. Цель и задачи Цель: создать алгоритмы организационной и содержательной деятельности педагога - руководителя детского коллектива по формированиюу подростков гражданской идентичности,основанныхнагордостиподвигамиидостижениямисвоегонарода,сопричастности к ним, осознании ответственности за будущеесвоей страны,определяющих патриотичное отношениекРодине. Задачи: - Использовать мотивационные инструменты Всероссийской акции для организации детских путешествий - Разработать методики погружения обучающихся в историческое содержание тематических маршрутов - Обеспечить формами документов и алгоритмами действий по организации выезда детских групп на маршруты Всероссийской акции Анализ результатов. По образовательным маршрутам Всероссийской акции «Эстафета Памяти-80» в 2023 году проехали 54 обучающихся и 6 педагогов из ДДЮТ, ИТ-Лицея №24 и СЭЛ№45 г.Ижевска в г.Волгоград и Ленинградской области в дни празднования 80-летия Прорыва блокады Ленинграда и освобождения Сталинграда. Режим доступа: https://madytk.ru/events/estafeta-pamyati-80/ Несмотря на то, что гражданская идентификация описана во ФГОС в личностных результатах образовательной деятельности, этот признак заслуживает отдельного рассмотрения как наиболее отвечающий задаче воспитания в современной исторической ситуации, в том числе при создании маршрутов школьного познавательного туризма. Для того, чтобы маршрут отвечал задаче формирования гражданской идентичности, надо разобраться в том, что стоит за этим понятием. Понятие идентичности пришло из психологии развития личности и определяет идентичность как свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к той или иной группе или общности. Человек ищет себя в различных измерениях: религиозном, гендерном, политическом. Ищет на уровнях самопознания и соотношения себя с окружающим миром. На уровне самоанализа и самопознания идентичность определяется как представление о себе как о неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремлённого в будущее. На уровне соотношения себя с представителями окружающей социальной среды происходит социализация человека, выраженная в социальной идентичности. Так, речь может идти о формировании профессиональной, этнической, национальной, религиозной идентичности личности. Теперь мы можем определить гражданскую идентичность как одну из составляющих социальной идентичности личности, выраженную в осознании принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, и основанное на признаке гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта. Выделяют три уровня гражданской идентичности и их результаты: Знать (знание о принадлежности к данной социальной общности) создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. Относиться (позитивное, негативное или амбивалентное (безразличное) отношение к принадлежности м как следствие принятие или непринятие своей принадлежности) чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. Действовать (реализация своих представлений о принадлежности к данной общности в социально значимых действиях) участие в самоуправлении в пределах возрастных компетенций; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; толерантное отношение к иным мнениям, взглядам, убеждениям, уважение мировоззрения и веры другого человека; участие в общественной жизни; выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением. Формирование гражданской идентичности является главной воспитательной задачей школьного туристического или экскурсионного маршрута. Для того, чтобы отразить эту задачу в описании школьного познавательного маршрута, можно пойти несколькими путями. 1. Внести как цель Любой из перечисленных результатов может стать Целью проведения маршрута. Особенно это относится к маршрутам исторической и патриотической направленностей, которые проходят в рамках Всероссийской акции «Эстафета Памяти-80». Работать с содержанием Изложение любых событий, в том числе памятных дат, биографий, истории региона или конкретного объекта должно отвечать требованиям к категории Знать и Относиться. Содержание маршрута«Эстафеты Памяти – 80» раскрывает основные факты и хронику событий крупных решающих сражений Великой Отечественной войны: Сталинградская битва, прорыв и полное снятие блокады Ленинграда, Курская Битва, битва за Кавказ, оборона Москвы и контрнаступление под Москвой. Отношение формируется через посещение экспозиций государственных и школьных музеев, выставок военной техники и оружия под открытым небом, иммерсивных экскурсий в интерактивных парках «Россия – моя история», сохраненных интерьерах исторических зданий и сооружений, ландшафтных памятников и урочищ на территории мест сражений. Как правило, экскурсоводами и гидами по вышеперечисленным объектам становятся сверстники подростов: экскурсоводы школьных музеев, юные туристы-краеведы детских объединений дополнительного образования, волонтеры детских общественных организаций принимающего региона, что влияет на эффективность восприятия информации и осознания ее ценности. Вовлекать в действие Включать в программы маршрутов действия по формированию гражданской идентичности, особенно, а части самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельными формами работы участников на маршрутах «Эстафеты памяти-80» становится сбор и накопление информации для создания фото-видео проектов, публикаций в соц. сетях, , общественно-полезных акций и дел в канун Дней воинской славы, патриотических календарных праздников, исследовательских и социальных проектов для презентации на конференциях и конкурсов различных уровней. Современная практика проведения программ организованного туризма и экскурсий с участием школьников показывает, что в них принимают участие туроператоры и экскурсионные компании, отдельные экскурсоводы, иногда работники промышленных предприятий и объектов культуры. При этом роль педагогов зачастую не определена, чаще всего это просто сопровождение группы. При организации маршрута «Эстафеты Памяти-80» такая практика недопустима. Системность проведения Всероссийской Акции в этом случае это взаимосвязанность работы сотрудников образовательного учреждения и тех, кто занимается реализацией программы маршрута «Эстафета Памяти-80» на принимающей территории: г. Волгоград, Ленинградская область и СПб, Московская область, Курская область, Краснодарский и Ставропольский край. Мы должны предусмотреть две смысловые связки: содержания программы с урочной деятельностью; работы педагога в урочной и внеурочной работе. Как это можно сделать: Достаточно очевидным и реализуемым решением является разделение программы школьного маршрута на три части: Подготовительная, вводная часть маршрута, которая проводится на уроке. Это вводная информация о теме, постановка целей и задач проектной или исследовательской работы, формирование команд, может быть задание на изучение материала. Например, для выезда на маршрут «Эстафеты Памяти-80» в г. Волгоград, посвященный 80-летию освобождения Сталинграда от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году в феврале 2023 года, группа воспитанников школы полиции «СтрИж» МБОУ ДО ДДЮТ с начала учебного года включилась в проектную деятельность по направлениям: ГРУППА МЕДИА КИНО - Найти, просмотреть все доступные художественные фильмы (Название, год, организация, режиссер), посвященные Сталинградской битве. Написать короткое эссе. Текст и ссылку на фильм опубликовать на своей странице с хештегами. – 3 публикации ИЗО - Найти и просмотреть все художественные полотна (картины) (Название, год, организация, художник), посвященные Сталинградской битве. Написать короткое эссе. Текст и картину опубликовать на своей странице с хештегами. – 3 публикации МУЗЫКА - Найти и прослушать все музыкальные произведения(песни) (Название, год, композитор, поэт, исполнитель), посвященные Сталинградской битве. Написать короткое эссе. Аудио и картинку опубликовать на своей странице с хештегами. – 3 публикации Хештеги: #СталинградскаяБитва80 #ЭстафетаПамяти80 #ИжДворец #ОткрытаяУдмуртия #ШколаПолицииСТРИж #МАДЮТиК ГРУППА ИССЛЕДОВАТЕЛИ Собрать источники (публикации, документы) и подготовить информационное сообщение с презентацией на тему «ТЫЛ – ФРОНТУ. Коренной перелом Великой Отечественной. Вклад ижевчан в исход Сталинградской битвы» на 5 минут. Собрать источники (публикации, документы) и подготовить информационное сообщение с презентацией на тему «Боевой подвиг земляков. Коренной перелом Великой Отечественной. Вклад уроженцев Удмуртии в исход Сталинградской битвы» на 5 минут. Собрать источники (публикации, документы) и подготовить информационное сообщение с презентацией на тему «Снайперы и винтовки. Коренной перелом Великой Отечественной. Вклад ижевских оружейников в исход Сталинградской битвы» на 5 минут. ГРУППА ИСПОЛНИТЕЛИ Найти, выбрать и выучить стихотворное произведение, посвященное Сталинградской битве. Подготовиться к выступлению с выразительным чтением наизусть. Продумать художественное сопровождение ( видеоряд, музыка) Найти, выбрать и выучить песню, посвященную Сталинградской битве. Разучить с участниками поездки. Подготовиться к публичному исполнению. Продумать художественное сопровождение (видеоряд,аккоомпанемент) ГРУППА ОФОРМИТЕЛИ Собрать, упаковать и довезти еловые ветви для изготовления памятного венка Памяти Героев Сталинграда. Продумать технику изготовления, подготовить материалы для оформления и изготовить в поездке памятный венок Памяти Героев Сталинграда. Продумать модель и изготовить единый знак участников акции с использованием георгиевской ленты и символа Сталинграда-80 для всех участников -35 штук ГРУППА ЦЕРЕМОНИАЛА Составить сценарий церемониала в зале Славы на Мамаевом кургане Подобрать участников из состава группы: команда возложения венка -5 человек, знаменная группа, чтецы Провести репетиции Часть исполнения, в которой обучающиеся проводят самостоятельную проектную или исследовательскую или познавательную работу. Каждая группа составила план работы, распределила обязанности. В еженедельном режиме группы проводили отчет о продвижении к результату проекта. Часть рефлексии, презентации, оценки работы: взаимооценка работы групп проводилась в форме коллективного обсуждения и рекомендаций друг другу. По итогам участия в Акции (посещения маршрута в г.Волгоград) ребята провели взаимную самооценку публикаций в соц.сетях, творческих работ, с которыми в дальнейшем приняли участие в Республиканском конкурсе «Славься, Отечество». (Приложение. Эссе Никитина Романа о художественном фильме «Горячий снег», ссылки на публикации в соц.сетях) Этот алгоритм позволяет решить оба вопроса. Включить содержание маршрута в урочную деятельность и также обеспечить участие педагога в проведении маршрута (как системного решения). Опять же, возможны варианты работы педагогов с детьми в дороге, в процессе реализации экскурсионной программы. Очно и дистанционно. При этом мы не забываем, что результаты общего образования это предметные, метапредметные и личностные. Это значит, что мы не ограничиваемся только предметными темами. Мы развиваем также метапредметные и личностные результаты. В итоге мы должны понимать важность включения работы педагога в реализацию маршрута. Только через него возможно включение программы маршрута в образовательную программу в форме внеурочной деятельности. Программа Всероссийской патриотической туристско-краеведческой акции обучающихся "Эстафета Памяти" 31.01.2023 Содержание Учреждения объектов показа До 15.00 Встреча делегаций на жд вокзале История города Царицына – Герои Гражданской войны –строительства Сталинграда – наступление Вермахта, оборона города, капитуляция 6 армии https://vokm134.ru/ https://stalingrad-battle.ru/about/about-museum-inner/2304/ 15.30 – 19.00 Обзорная экскурсия по площади Павших Борцов, Аллее Героев Экскурсии в Областной краеведческий музей, Мемориально-исторический музей, Музей «Память» - реконструкция пленения Паулюса 19.00 УЖИН Адаптация в городском пространстве, знакомство с видами общественного транспорта, ориентирование в центральной части города https://vlg-tk.ru/ 20.00 Размещение в гостиницах города https://www.welcomevolgograd.com/ 22.00 отбой 01.02.2023 8.00 – 9.30 ЗАВТРАК История обороны Сталинграда, подвиги бойцов 62 армии Чуйкова, сержанта Павлова, операция «Кольцо», взятие высоты 102 10.00 – 12.00 Музей-панорама "Сталинградская битва" 11.00 – 13.00 Экскурсия в районе Дома Павлова – мельницы Герхарда- памятник Волжским речникам – БК-13 12.00-13.30 ОБЕД Быт и тяготы жителей и детей в период уличных сражений, обороны города, эвакуации на левый берег Волги 13.30-18.00 Экскурсия в музеях «Бункер Сталинграда», "Дети Царицына-Сталинграда-Волгограда", 18.00-19.30 УЖИН Участие земляков в освобождении Сталинграда, личное отношение к событию через творчество: песни, стихи, ДПИ 20.00 ВЕЧЕР ПАМЯТИ ГЕРОЕВ Сталинградской битвы, награждение участников Акции 23.00 отбой 02.02.2022- День 80-летия освобождения Сталинграда 8.30 – 10.00 ЗАВТРАК, 10.00-12:00 Обзорная экскурсия по Мамаеву Кургану, Торжественный митинг в Зале воинской славы, Минута молчания, смена караула История подвигов защитников Сталинграда, возложение памятной гирляды, бессмертный полк, челенджи, марафоны «Я помню. Я горжусь» 13.00 ОБЕД 14.30 Акция - пешая прогулка с экскурсией "По местам боев Сталинградской битвы" (ул. Рокоссовского – зап. склон Мамаева Кургана– Аллея России – ЦПКО – бункер Родимцева, - памятник Волжским речникам – БК-13 – центральная набережная – "Гаситель") Представление о линии фронта, роли воинских подразделений, жертвах массовой бомбардировки, героев организации эвакуации жителей города, рабочих оборонных заводов 16.00-17.30 УЖИН С 18.00 Отъезд делегаций Программа ВСЕРОССИЙСКОЙ Акции, ПоСВЯЩЕННОЙ ПОБедЕ в Великой отечественной войне, «Эстафета Памяти-80»: маршрут #Ладога79 Программа методического выезда руководителей школьных музеев «Экспозиционная работа музея в контексте иммерсивных экскурсий и интерактивных форм работы с посетителями» Вопросы по организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского туризма и парусного спорта», Ирина Геннадьевна Кроткова Адрес: 188686, Ленинградская область, Волховский район, г.Новая Ладога, ул. Максима Горького, д.12, тел. 8-813-63-31-869, 8-921-773-78-22 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">parussport@mail.ru; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">mkk.lo.ladoga@yandex.ru Программа акции (дети ) Программа семинара руководителей школьных музеев 26 января 2023 года 7:19 – встреча на Ладожском ж/д вокзале г. СПб 47 км 1,5 ч 7:40-11:00 – ш. Дорога Жизни, 58, посёлок при железнодорожной станции Ладожское Озеро Музей «Дорога жизни» «Приёмы музейно-экспозиционного проектирования» – осмотр и анализ экспозиции 11:00-12:00 – трансфер в г.Кировск на Невский пятачок - музей-панораму «ПрорывблокадыЛенинграда», ОБЕД 40 км 40 мин 12:00-12:30 трансфер и экскурсионная программа «Синявинские высоты» 15 км 10 мин 12:30-16:30 – экскурсия в музей-панораму «Прорыв», диараму, обзорная экскурсия по парку военной техники «Технология обработки и подготовка музейного предмета к экспонированию. Способы размещения экспонатов в экспозиции» - консультация сотрудников музея 16:30-18:00 – переезд автобусами в г. Новая Ладога, ул. М. Горького, д.12, знакомство с городом 85 км 1,5 ч 18:00-19:30 – размещение в Центре детского туризма, УЖИН в кафе 19:30-21:00 – Экскурсия в музей Александра Суворова «Средства отображения информации: модули, тренажёры, игровые комплексы» - консультации сотрудников музея 21:00-22:30 – «Вечер знакомств» с обучающимися Центра ДЮТиПС, чаепитие, отбой 27 января 2021 года 07:00-07:30 – завтрак в Центре детского туризма (или в кафе) 8.00-12.00 переезд в пос. Кобона, экскурсия в музей «Кобона», выход на туристский маршрут «Ледовая трасса» - Братские могилы Кобоны – ВИДЕСВЯЗЬ с ИЖЕВСКОМ, ОБЕД «Реконструкция локальных событий на минимальной экспозиционной площади» - консультации сотрудников музея 65 км 1 ч15 мин 12.00-14.00 Переезд в г. Волхов 60 км 1 ч 10 мин 14:00 – 14.30 Акция «Вахта Памяти –Дорога Жизни»: открытие Митинга у памятника, возложение цветов, минута молчания, фото зоны 14:30-16:00 Экскурсия в музей 29 Гвардейского Волховского истребительного авиаполка Волховской школы N°6 - победитель Всероссийского конкурса школьных военно-исторических музеев «Научные, художественные и технические решения тематической экспозиции. Особенности подготовки и проведения иммерсивных экскурсий со школьниками» - презентация опыта работы руководителя и актива школьного музея 16:00 – 18:00 – Экскурсия в Крепость «Старая Ладога» 12 км 10 мин 18:00-20.00 – переезд в г.Новая Ладога, Музей в колокольне Новой Ладоге, УЖИН 14 км 15 мин 20:30-22:30 – встреча с представителями ПСО г.Новая Ладога, исторический фильм об острове СУХО в годы войны в Центре детского туризма Подведение итогов семинара Информационная карта
Положение о Всероссийской акции «Эстафета памяти-80»
Гражданская идентификация на маршрутах «Эстафеты памяти-80»
Системная включенность маршрута Эстафеты Памяти-80 в образовательный процесс
Программа Эстафеты памяти-80 в г. Волгограде
Программа Эстафеты памяти в Ленинградской области