г. ИЖЕВСК ул. КИРОВА, 17  |    

Индивидуальные и игровые технологии

Методологический уровень.

1.Общая характеристика педагогической технологии

 

Классификационные параметры технологии ( по Селевко Г.К., с. 109)

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп

По организационным формам: групповая

По подходу к ребенку: сотрудничество

По преобладающему методу: диалогическая

По категории обучаемых: все категории

 

Акценты целей педагогической технологии:

- Обеспечение активности учебного процесса

- Достижение высокого уровня усвоения содержания.

 

Главными особенностями организации работы по групповой технологии являются:

1.Постоянное деление детского коллектива на группы для решения конкретных задач

2.Каждая группа получает определенное задание: либо одинаковое для всех, либо дифференцированное. Однородная групповая работа предполагает выполнение микро-группами одинакового для всех задания, а диффекренцированная работа предполагает выполнение различных заданий разными группами.  Задания выполняются под непосредственным руководством лидера группы или педагога.

3.Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы

4.Состав группы непостоянный. Он может изменяться в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

5.В ходе работы поощряется совместное обсуждение, обращение друг к другу, подведение общего результата работы.

6.При групповой форме работы возможно и индивидуальная работа с обучающимся как со стороны педагога, так и со стороны своих товарищей.

 Практический уровень

 

Технологическая карта  учебного занятия

«Введение в образовательную программу»

педагога высшей категории Мухаметзянова И.А.

 

Характеристика группы:

            На занятие присутствует группа детей в количестве 10-15 человек, подростки 12-14 лет,  имеющие интерес к занятиям спортом. Физическая подготовка детей- основная группа.

 

Оборудование:

телевизор, видеофильм, фотографии, иллюстрации книг, оригами- самурай и разноцветные пояса.

Время проведения занятия – 90  минут.

Вид занятия: вводное занятие с группой незнакомых детей

Основная технология- технология групповой работы.

Актуальность технологии групповой работы – Для достижения цели вводного  занятия групповая технология способствует созданию определенного ритма и динамики в работе: работа всей группой, работа по микрогруппам, работа в парах. Это активизизует  усвоения учебного материала и дает высокие качество выполнения итоговых заданий.  Групповая технология предполагает постоянный диалог не только между педагогом и подростками, но и между самими подростками.

 

Занятие «Введение в образовательную Программу

 по развитию физической, нравственной и духовной культуры «Тело-разум,дух»

 

Цель занятия:  Развитие мотивации подростков к занятиям  спортом через знакомство с каратэ-до, как одном из популярнейших видов спорта, способствующих  не только физическому развитию, но и формированию  нравственных ценностей.

 

Задачи:

1.Расширение кругозора подростков, знакомство с историей и традициями стран востока и восточной культуры

2.Обучение основным  элементам в каратэ-до - «кувырок» и падение

3.Развитие интереса подростков к систематическим занятиям спортом, формирование потребности здорового образа жизни.

 

Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.

(Селевко Г.К., Современные образовательные технологии, М.1998 год, с.16)

 

Технологическая карта  учебного занятия.

Структурные компоненты занятия

Структурные компоненты педтехнологии и ее поэтапное содержание

Название этапа занятия

Задачи

Содержание  занятия  (по алгоритму)

Используемые условия и средства

Прогнозируемый результат

(знает, понимает, применяет)

1.Подготовительная часть занятия

1.1.Организационный период.

3 минуты

1.Подготовка детей к  занятию

Приветствие детей.

Представление педагога, как учителя-мастера.

Знакомство с детьми через знак инь-янь.

Малый спортивный зал.

Педагог одет в форму каратиста, черный пояс, что соответствует

2 дану.

Бейдж со знаком инь-янь и именем обучающегося

Установлены отношения взаимопонимания и уважения к учителю-мастеру.

1.2.Проверочный период

 

(Выявление предшествующего опыта детей.)

10 минуты

1.Актуализировать проблему взаимоотношений подростков.

Работа группы:

Просмотр видеоролика

 «Убить дракона» и обсуждение проблемы

в подростковой среде - неуважительного отношения к слабым, к подросткам с другими   интересами, увлечениями и т.д.

 

 

Телевизор, Программа «Апельсин»

( видеосюжет «Убить дракона»)

Вопрос педагога:

Всегда ли споры нужно решать при помощи физической силы?

Есть ли другие способы решения проблем?

Сформировано  устойчивое негативное отношение к дракам в подростковой среде, также  желание

быть сильным физически и духовно.

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть занятия

2.1.Основной период

 

(Теория. Освоение нов. знаний )

17 минут

1. Погружение в культуру древнего Востока.

Работа группы:

Рассказ об истории возникновения каратэ-до, как системы защиты слабых монахов. Знакомство с этикетом поведения каратиста.

Знакомство с основными терминами каратэ

Карты Юго-восточной Азии,

Иллюстративный материал

Книги

Телевизор, видеокассета 

Расширен кругозор ребят, лексика,  изменилось отношение к  каратэ-до

 

 

 

 

 

 

2.2. Основной период

 

(Освоение новых умений и способов действий)

20 минут

1. Знакомство с основными приемами каратэ, способствующими устойчивости,      и  ловкость тела, повышение силы духа, самозащите.

Перестроение в две линии.

Знакомство  с техникой безопасности.

Разминка ОФП.

Демонстрация основных приемов каратэ педагогом.

Работа по микрогруппам - обучения приемам каратэ-до – «кувырок» и падение

Комплекс упражнений по ОФП

Комплекс приемов по СП:

«кувырок» вперед и назад,

безопасное падение вперед и назад

 

Знание техники безопасности в каратэ

Первичное знания и

овладение основных приемов- «кувырок»  и падение

2.3. Основной период

(Закрепление знаний и способов действий)

20  минуты

 

2. Тренировка и закрепление основных умений и навыков техники выполнения кувырок и падения.

Работа по микрогруппам, в парах и индивидуально.

Отработать приемов .

Работа группой.

 Закрепление первичных знаний по технике каратэ

Комплекс упражнений

«кувырок» и падение

Приобретение умений по выполнению основных приемов: «кувырок» и падение.

 

3.Итоговая часть занятия.

3.1. Итоговый период

 

(Дать анализ и оценку успешности достижения цели ребят)

10 мин.

Проанализировать успешность ребят в овладении ЗУН.

Работа группы.

Определение уровня знаний о традициях возникновения  каратэ-до.

Индивидуально:

Демонстрация приемов - «кувырок» и падения

 

Мини-викторина по истории возникновения и развития каратэ.

 

 

Оценка выполнения приемов «кувырок» и падения педагогом и обучающимися.

 

Изменение  мировоззрения обучающихся.

 

 

Качественное выполнение приемов кувырок и падение

3.2.Рефлексия

 

(Ребята сами дают  оценку  занятию)

 

5 мин.

Определить степень удовлетворенности подростков  данным занятием  и уровень мотивации к дальнейшим занятием спортом.

Работа индивидуально: Педагог задает вопрос Какой пояс ты бы

повязал каратисту, отвкечая на мой вопрос:

-Занятие помогло тебе узнать древнюю культуру Востока (желтый пояс)

-Занятие помогло открыть в себе  черты характера как внимание, настойчивость,  терпение (Красный пояс)

-Ты готов записаться в спортивные секции ДД(Ю)Т, в т.ч. каратэ-до»

(Черный пояс)

Ребята отвечают на вопрос, прикрепляя к самураю цветные бумажные полоски-пояса.

На стене висит самурай, рядом нарезанные бумажные цветные пояса.

Вопросы набраны на лист бумаги формата А4

 

Самурай получает разноцветные пояса в зависимости от того, какое впечатление на ребенка произвело занятие: 

20% - знание культуры древнего Востока

 

15% - ты открыл в себе новые черты характера: внимание, настойчивость, терпение

 

65% - ты готов записаться в спортивные секции в т.ч. в каратэ-до

3.3. Информационный

 5 мин.

Дать информацию о расписании занятий в спортивном отделе, в том числе   секции каратэ в ДД(Ю)Т

Общее построение группы.

Педагог благодарит ребят за серьезное отношение к занятию и информирует о

 спортивных объединениях  в ДД(Ю)Т

Листы-рекламы о спорте и ЗОЖ ,  расписание занятий спортотдела

Ребята получают  точную информацию о видах спорта в ДД(Ю)Т.

           

 

 

Методологический уровень

 

Общая характеристика педагогической технологии (по Селевко Г.К.,91)

 

Технология индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

 

Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения

  • По типу управления познавательной деятельностью – индивидуальная работа
  • По организационным формам: альтернативные, академические, клубные, индивидуально – групповые
  • По подходу к ребенку: гуманно – личностные,
  • По преобладающему методу: програмированные, саморазвивающие, творческие
  • По категории обучаемых: все категории

 

Акценты целей педагогической технологии

 

  • Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
  • Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся
  • Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика
  • Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов
  • Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества

 

 Главные особенности работы по технологии индивидуального обучения

  • Индивидуализация – стратегия процесса обучения
  • Индивидуализация – необходимый фактор формирования индивидуальности – использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам
  • Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности
  • Учение в индивидуальном темпе, стиле
    • Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным детям (творческая деятельность).
    • Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения
    • Формирование общеучебных умений и навыков
    • Формирование адекватной самооценки учащихся

Общие принципы  технологий индивидуализации

Практический уровень

 

 

Технологическая карта  учебного занятия по классу общего фортепьяно

«Формирование художественных образов в исполнительском репертуаре»

Глушковой Татьяна Борисовна, педагог высшей категории

 

Характеристика  учащейся:

 БабинаАнастасия  учащаяся музыкально – хоровой студии  по направлению хоровое пение (3 год обучения)

 Способности учащейся характеризуются высоким уровнем  музыкальности - слух, память, музыкальное мышление. Высокая креативность  сочетаются  с недостаточностью физического развития (плохая координация движений, недостаток ловкости, мышечная слабость).

 Хорошо развитая речь, интеллект, богатство фантазии и воображения  сочетаются с рассеянностью и невниманием, что часто приводит к небрежности в работе.  Способность быстро  схватить главное   может сказываться на   пренебрежении  к мелочам.  Наиболее заметное последствие указанных недостатков - не всегда ритмичная игра.

  

 Оборудование:  фортепиано, нотная литература, аудиоаппаратура, аудиозапись «Детская аэробика» Е.Железновой, мяч

 

Время проведения занятия – 45 минут

Вид занятия: репетиционное

Основная технология- технология  индивидуализированного  обучения

 

 

Занятие «Формирование художественных образов в исполнительском  репертуаре»

 

Цель 

Подготовка репертуара к концертным выступлениям

Задачи: 

  • Техническая   проработка текста, исправление текстовых ошибок, рассмотрение всех авторских и редакторских указаний
  • Выявление и отработка сложных исполнительских приемов
  • Осмысление содержания музыки  и  образного строя произведений

  

Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.

(Селевко Г.К., Современные образовательные технологии, М.1998 год, с.16)

Технологическая карта  учебного занятия.

Структурные компоненты занятия

Структурные компоненты педтехнологии и ее поэтапное содержание

Название этапа занятия

Задачи

Содержание  занятия  (по алгоритму)

Используемые условия и средства

Прогнозируемый результат

 

1.Подготовительная часть занятия

1.1.Организационный период.

1 мин.

1.Подготовка учащейся к  занятию

 

Приветствие.

 

 

  Поднять  настроение, уверенность в своих силах.

Дать позитивный эмоциональный настрой  

1.2.  Разминка.

 

5 мин.

 Подготовка к занятию

Снять напряжение, поднять общий тонус организма, собрать внимание, сосредоточенность

Тренировка чувства метроритма

 

Двигательные упражнения с педагогом:

  • «Снайпер»
  • ритмика («Вместе с нами», « У жирафа»)
  • Дирижирование   под музыку (играет педагог)

Аудиоаппаратура

Аудиозапись «Детская аэробика»

Е.Железновой

Мяч

Фортепиано

 

 

Физическая готовность к учебной деятельности

Настрой на восприятие музыки

2.Основная часть занятия

2.1.

исполнение

упражниний

5 мин.

Подготовка пианистического аппарата,

слуха.

Определение возможных технических проблем. Повторение и закрепление знаний аппликатурных закономерностей,

знаков в гаммах

кадансовых оборотов,

приёмов звукоизвлечения.

 

 

 Повторение бемольных гамм

 Работа над  гаммой Си бемоль мажор

Повторение кадансового оборота в Фа мажоре.

Контроль за качеством звука, положением пальцев, кисти, корпуса.

Используется  метод сравнения

(с кем «дружат» 4е пальцы в левой и правой руке?)

сравнение фортепианного  звука с певческим.

«Соревнование» между левой и правой руками

Разминка пальцев

 Восстановление  межпредметных связей с сольфеджио,

хором.

Обучающаяся готова к исполнению музыкального репертуара

 

 

 

2.2

работа над этюдами

7 мин.

Отработка технических навыков (мелкая техника)

Творческое задание

Исполнение этюдов К.Черни (ред. Гермера) №№ 1-5

  • Контроль за качеством звука
  • Точностью исполнения текста
  • Аппликатурой 
  • Задание: представить музыкальные образы в каждом этюде и придумать вариации мелодии или сопровождения

Нотный сборник

Фортепиано

 

 Совершенствование  мелкой моторики

Привлечения интереса к технической работе Формирование творческого подхода к исполняемой музыке (развитие воображения, фантазии)

Навыки сочинения

2.3

 разминка

2 мин.

Снять напряжение

«Спортсмены» (серия движений, имитирующих занятия разными видами спорта: бег, плавание, лыжи, горные лыжи, коньки, футбол, др. )

 

  • Отдых
  • переключение нагрузки на другие группы мышц
  • эмоциональная разгрузка

2.4

работа над концертным репертуаром

  10 мин.

Осмысление содержания музыки

 

Работа над произведениями:

Ф.Бургмюллер «Простодушие»

Й.Бенда Сонатина ля минор

Общее понятие жанра сонаты как музыкального повествования с несколькими действующими лицами

Нотные сборники

Продумывание образа  музыки  и средств его достижения  (звук, динамика, штрихи, темп )

Сопоставление разных вариантов исполнения фрагментов муз.произведений и выбор одного из них

2.5

разминка

2 мин.

Смена позы

отдых

Несколько упражнений на растяжку спины, рук, динамические упражнения для ног, корпуса

 

Отдых для глаз, плечевого пояса

2.6

продолжение работы над репертуаром (более высокой стадии готовности)

10 мин.

Работа над концертным репертуаром на новом уровне. Тренировка специальных исполнительских навыков    

Исполнение произведений: 

К.Гиллок Фламенко.

О.Геталова Утор в лесу.

- доработка  фразировки и технических приёмов. - выбор темпов, звука нужного качества

- отшлифовка  педализации

- более глубокое понимание музыки .

А. Роули «Охота за бабочкой»

 - отработка исполнительских навыков) 

Нотные сборники

фортепиано

Подготовка к концертному исполнению

Выработка навыков, необходимых для концертного исполнения репертуара:

Концентрации внимания, Собранности, сосредоточенности.

Психологическая готовность к публичным  выступлениям 

3.Итоговая часть занятия.

3.1.

3 мин

самооценка

учащейся

Проанализировать результаты своей деятельности

Вопрос: Как ты считаешь, готова ли ты к выступлению на концертах?

 

Ребенок утвердительно отвечает на вопрос

оценка педагога

 Проанализировать результаты занятия

Определить  степень понимания учебных задач , желания и способности их выполнить

Вопросы:  есть ли удовлетворенность  от занятия? Какие произведения больше нравятся? Что было трудно?

Что удалось? Что не удалось? Почему?

Педагог оценивает выполнение заданий и урока в целом от 1 до 10 баллов

 

 

 

 

 

Педагог подводит итоги, дает краткий анализ работе на занятии и оценивает занятие по системе от 1 до 10 баллов

(6-8 баллов)

3.2.Информация для учащейся

Определить дальнейшую работу

Нацелить на достижение новых   целей и задач следующего занятия

 Педагог благодарит за работу и определяет

домашнее задание на следующее занятие.

 

Желание и готовность продолжать обучение, стремление к дальнейшему совершенству