Анализ городской опорной площадки ДД(Ю)Т «Одаренные дети» (интеллектуальная одаренность) за 2020-2021 учебный год
Тема городской опорной площадки «Одаренные дети» (интеллектуальная одаренность)
- Содержательной основой городской опорной площадкой «Одаренные дети» (интеллектуальная одаренность) сегодня является городской сетевой проект «УникУм», разработанный по социальному заказу Управления образования в 2017 году и представленный на заседании Экспертного совета Управления образования в декабре 2017 года.
- Статус городской опорной площадки – муниципальный
- Сроки работы городской опорной площадки: декабрь 2017- 30.12.2020
Директор школы Головкова Н.А.., директор МБОУ ДО ДД(Ю)Т,
Сайтаева Е.А. методист, руководитель направления-интеллектуальная одаренность
Актуальность проекта.
Одним из основных направлений проекта является развитие метапредметных умений школьников. Результативное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах – яркий и убедительный показатель успешности ученика и его педагога. Известно, что успешность участия в таких конкурсах обусловлена не только предметной подготовкой, но и развитием метапредметных умений, которые способствуют повышению результативности конкурсантов и обеспечивают стабильность их успеха.
В проекте «УникУм» разработана система мероприятий, которые развивают метапредметные умения как в процессе обучения (учебные занятия, семинары, тренинги, ЛекториУмы), так и во время презентации результатов:
- научно-практические конференции,
- межпредметные и метапредметные интеллектуальные турниры,
- интерактивные профориентационные игры,
- метапредметные олимпиады.
Метапредметные олимпиады являются одной из наиболее эффективных и универсальных форм развития метапредметных умений.
Анализ реализации проекта за прошедший период показывает, что при наличии необходимых административных, кадровых и материально-технических ресурсов можно не только увеличить количество участников метапредметных олимпиад, но и более системно и целенаправленно способствовать выявлению и развитию мотивированных и одарённых школьников. Образовательные организации, участвующие в проекте, могут видеть не единичные результаты участия в олимпиаде отдельных учащихся, а влияние развивающихся метапредметных умений на мотивацию к обучению по предметам, конструированию знаний, саморазвитию, построению образовательных маршрутов.
Цель:
Организация ключевых интеллектуальных мероприятий по совершенствованию метапредметных умений высокомотивированных школьников города и развитие мотивации к конструированию собственного образовательного маршрута.
Задачи:
- Развитие системы интеллектуальных мероприятий для одаренных и высокомотивированных школьников и расширение контингента участников за счет использование информационных технологий.
- Совершенствование системы регистрации и базы данных участников проекта «Столичный центр «УникУм».
- Обновление методической и дидактической базы для проведения метапредметной олимпиады для школьников города и обновление диагностического инструментария.
- Развитие сетевого взаимодействия с образовательными организациями и сотрудничества с заинтересованными партнерами.
- Обновление проекта «Столичный центр «УникУм» до 2023 года и его обеспечение психолого-диагностическим инструментарием.
В анализируемый период Городской опорной площадкой были проведены ключевые интеллектуальные мероприятия, способствующие развитию метапредметных умений с учетом возрастных особенностей школьников.
1). Городская метапредметная олимпиада «Облако» (для 3-4 и 5-6 классов):
- Положение о Городской метапредметной олимпиаде «Облако» (для 3-4 и 5-6 классов).
- Комплекты заданий и критерии оценивания для 1 и 2 дистанционных этапов.
- Наборы заданий для участников очного этапа.
- Инструктивные карточки для участников очного этапа.
- Инструктивные листы для экспертов очного этапа.
- Критерии оценивания участников очного этапа олимпиады.
2). Муниципальная метапредметная олимпиада для старшеклассников:
- Положение о Муниципальной метапредметной олимпиаде для старшеклассников.
- Инструктивные карточки для участников отборочного этапа.
- Диагностический инструментарий для участников отборочного этапа.
- Критерии оценивания участников отборочного этапа.
- Комплект заданий финального этапа олимпиады.
- Инструктивные карточки для участников финального этапа олимпиады.
- Инструктивные листы для экспертов финального этапа олимпиады.
- Критерии оценивания участников финального этапа олимпиады.
3). Занятия тренинговых площадок по развитию метапредметных умений «Аргументация в диспуте», «Учебное сотрудничество», «Смысловое чтение», «Публичное выступление», «Моделирование».
4). Проект профильной лагерной смены «Мета-поколение» для обучающихся ДД(Ю)Т 7-9 классов. В основу проект был заложен уникальный опыт реализации профильных смен туристско-краеведческой, естественнонаучной и социально-педагогической направленностей трех проектов ДД(Ю)Т – «Открытая Удмуртия», «Столичный центр «УникУм», «Школа полиции «СТРИЖ».
Особенностью профильной смены стало создание перенасыщенной разнообразными событиями образовательно-воспитательной среды для развития метапредметных умений старшеклассников как условий развития конкурентоспособности в социальной и профессиональной сферах.
5) Проект выездной профильной лагерной смены «Морские горизонты» для обучающихся ДД(Ю)Т 3-4 классов. В отличие от обычных смен, профильная лагерная смена с выездом за пределы города и региона, выполняет не только социальную и оздоровительную задачи, но и является площадкой для реализации и развития интеллектуального и творческого потенциала. Использование формы учебно-воспитательной работы «профильная смена» позволяет максимально учитывать интересы и способности одаренных и высокомотивированных детей, создавая для них комфортное социально-образовательное пространство для развития метапредметных результатов..
Нижеприведенная таблица показывает количество участников и количество педагогов, организаторов ключевых мероприятиях по развитию интеллектуального творчества и метапредметного олимпиадного движения. Ключевыми мероприятиями городской опорной площадки Одаренные дети (интеллектуальная одаренность) в прошедшем уч.году стали:
Название мероприятия |
Время проведения |
Количество участников (педагоги, специалисты) |
Количество участников (школьники) |
Выездная профильная смена «Мета-Поколение»
|
2-8 ноября 2020 |
4 руководителя метапредметных тренинговых площадок |
80 |
Городская метапредметная олимпиада для старшеклассников
|
05.11.20 – 1-й этап 07.11.20 – 2-й этап |
3 эксперта олимпиады |
80 |
Городская метапредметная олимпиада «ОБЛАКО» |
1-14.02.21 - 1-й этап 17.02-02.03.21 - 2-й этап 20.03.21 – 3-й этап |
1 эксперт олимпиады 1 эксперт олимпиады
7 экспертов олимпиады |
3 124 |
Выездная профильная смена «Морские горизонты» |
27.07-17.08.2021 |
4 |
30 |
Итого: |
|
18 |
3 314 |
Необходимо отметить, что в анализируемый период количество активных участников Метапредметных олимпиад с использованием потенциала «Облако» увеличилось с 1200 человек до 3124 человека.
Район |
Первомайский |
Индустриальный |
Ленинский |
Октябрьский |
Устиновский |
Итого |
Кол-во школ |
14 |
14 |
14 |
17 |
17 |
76 |
Кол-во школьников |
712 |
483 |
587 |
598 |
744 |
3 124 |
Таким образом, общее количество участников городской опорной площадки «Одаренные дети» (интеллектуальная одаренность) стало 3314 человек.
Кадровое обеспечение проекта осуществлялось, в основном, за счет методистов и педагогов ДД(Ю)Т, имеющих первую или высшую категорию, а также сертификаты экспертов по проведению метапредметных олимпиад, выданные в 2017 году АНО «ПРЭСТО» г.Пермь. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой, в 2020-21 уч. году приглашенных из других образовательных организаций преподавателей и экспертов не было.
Общее количество педагогов – 18 человек. Это организаторы тренинговых метапредметных площадок и эксперты метапредметных олимпиад.
Организована работа с социальными партнерами в городе, чьи ресурсы использовались при проведении ключевых мероприятий для школьников или для педагогов по проекту. Основным социальным партнером, заинтересованным в развитии метапредметных компетенций учащихся, в этом году стал МАУ ИМЦ «Альтернатива», который обеспечивал информационную поддержку проекту среди образовательных организаций города.
Обобщение и распространение опыта:
В этом году руководитель ГОП участвовала с презентацией инновационного опыта «Метапредметные олимпиады в проекте «Столичный центр «УникУм» на:
- видеоконференции «Развитие талантов: новые возможности для каждого ребенка» в рамках межрегионального проекта «Взаимообучение городов» 30.10.2020.
- «Круглом столе» с кураторами школьного этапа и родителями участников олимпиады «Облако» 26.01.2021 г.
На образовательном портале «Продленка» в этом году появилась публикация статьи «Метапредметные олимпиады в проекте «Столичный центр «УникУм».
В течение года в рамках развития городской опорной площадки по поддержки интеллектуально одаренных детей, педагоги опорной площадки прошли серию курсов повышения квалификации на базе РЦИиОКО и Института развития образования УР и городских методических семинаров в ДД(Ю)Тпо темам:
«Тьюторское сопровождение участников образовательных отношений»(РЦИиОКО)
«Технология педагогической экспертизы» (ИРО УР)
«Разработка программы лагерной смены методом фокальных объектов»(ДД(Ю)Т)
«Презентация и экспертиза проектов профильной смены для интеллектуально одаренных детей»
IV методическая конференция «Проектная и исследовательская деятельность в меняющемся образовательном пространстве: критерии оценки качества»
Психолого-педагогическое сопровождение проекта.
Развитие метапредметных умений школьников оценивается по качественным (прямые) и количественным (косвенные) показателям.
Качественные показатели: умение получать и анализировать информацию, планировать и организовывать работу в команде, презентовать и аргументировать результаты своей деятельности. Развитие этих умений происходит как в процессе подготовки к олимпиаде, так и в процессе прохождения конкурсных испытаний. Ежегодно сложность заданий метапредметных олимпиад повышается. При этом доля финалистов, набравших более 85% от максимально возможного количества баллов увеличивается, следовательно, развиваются перечисленные выше метапредметные умения.
Количественные показатели: динамика количества участников олимпиады.
Метапредметная олимпиада для старшеклассников проводится в рамках профильных смен или учебно-тренировочного тренинга, поэтому количество олимпиадников регламентируется количеством участников смены.
За исключением 2019-2020 учебного года, наблюдается положительная динамика увеличения количества участников метапредметной олимпиады «Облако». Это косвенно указывает на то, что задача проекта по выявлению и развитию потенциала мотивированных и одаренных школьников реализуется.
|
3-4 классы |
5-6 классы |
7-9 классы |
Итого |
2016-17 уч. год |
386 |
- |
- |
386 |
2017-18 уч. год |
410 |
318 |
80 |
808 |
2018-19 уч. год |
809 |
430 |
130 |
1369 |
2019-20 уч. год |
286 |
265 |
30 |
581 |
2020-21 уч. год |
2183 |
941 |
80 |
3204 |
Перспективы на 2021-2022 годы:
1.Организовать продуктивное взаимодействие с Информационно-методическим центром «Альтернатива» как социальным партнером в развитии олимпиадного движения (предметного и метапредметного) в образовательном пространстве города.
2.Организовать продуктивное взаимодействие с Республиканским образовательным центром поддержки одаренных детей «ТАУ» как социальным партнером в продвижении интеллектуально одаренных детей и подростков, участников интеллектуальных игр, проектных и исследовательских конкурсов..
3.Использование воспитательного потенциала метапредметных мероприятий в воспитательном пространстве ДД(Ю)Т.
5.Внедрение тьюторского сопровождения участников образовательных отношений в практику дополнительного образования»
Положения о массовых мероприятиях для Управления образования подготовить к 20 мая 2021 года для включения в общий план массовых мероприятий для школьников города