г. ИЖЕВСК ул. КИРОВА, 17  |    

Анализ городской опорной площадки ДД(Ю)Т «Одаренные дети» (интеллектуальная одаренность) за 2020-2021 учебный год

Тема городской опорной площадки «Одаренные дети» (интеллектуальная одаренность)

  1. Содержательной основой городской опорной площадкой «Одаренные дети» (интеллектуальная одаренность) сегодня является городской сетевой проект «УникУм», разработанный по социальному заказу Управления образования в 2017 году и представленный на заседании Экспертного совета Управления образования в декабре 2017 года. 
  2. Статус городской опорной площадки – муниципальный
  3. Сроки работы городской опорной площадки:  декабрь 2017-  30.12.2020

Директор школы Головкова Н.А.., директор МБОУ ДО ДД(Ю)Т,

Сайтаева Е.А. методист, руководитель направления-интеллектуальная одаренность 

 Актуальность проекта.

Одним из основных направлений проекта является развитие метапредметных умений школьников. Результативное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах – яркий и убедительный показатель успешности ученика и его педагога. Известно, что успешность участия в таких конкурсах обусловлена не только предметной подготовкой, но и развитием метапредметных умений, которые способствуют повышению результативности конкурсантов и обеспечивают стабильность их успеха.

В проекте «УникУм» разработана система мероприятий, которые развивают метапредметные умения как в процессе обучения (учебные занятия, семинары, тренинги, ЛекториУмы), так и во время презентации результатов:

-              научно-практические конференции,

-              межпредметные и метапредметные интеллектуальные турниры,

-              интерактивные профориентационные игры,

-              метапредметные олимпиады.

Метапредметные олимпиады являются одной из наиболее эффективных и универсальных форм развития метапредметных умений.

Анализ реализации проекта за прошедший период показывает, что при наличии необходимых административных, кадровых и материально-технических ресурсов можно не только увеличить количество участников метапредметных олимпиад, но и более системно и целенаправленно способствовать выявлению и развитию мотивированных и одарённых школьников. Образовательные организации, участвующие в проекте, могут видеть не единичные результаты участия в олимпиаде отдельных учащихся, а влияние развивающихся метапредметных умений на мотивацию к обучению по предметам, конструированию знаний, саморазвитию, построению образовательных маршрутов.

 Цель:

Организация   ключевых интеллектуальных мероприятий по совершенствованию метапредметных умений  высокомотивированных школьников города и развитие мотивации к конструированию собственного образовательного маршрута.   

Задачи:

  1. Развитие системы интеллектуальных мероприятий для одаренных и высокомотивированных школьников и расширение контингента участников за счет использование информационных технологий.
  2. Совершенствование системы регистрации и базы данных участников проекта «Столичный центр «УникУм».
  3. Обновление методической и дидактической базы для проведения  метапредметной олимпиады для  школьников города и обновление диагностического инструментария.
  4. Развитие сетевого взаимодействия с образовательными организациями и сотрудничества с заинтересованными партнерами.
  5. Обновление проекта «Столичный центр «УникУм» до 2023 года и его обеспечение психолого-диагностическим инструментарием.

 В анализируемый период Городской опорной площадкой были  проведены ключевые интеллектуальные мероприятия, способствующие развитию метапредметных умений с учетом возрастных особенностей школьников.

1).       Городская метапредметная олимпиада «Облако» (для 3-4 и 5-6 классов):

-                   Положение о Городской метапредметной олимпиаде «Облако» (для 3-4 и 5-6 классов).

-                   Комплекты заданий и критерии оценивания для 1 и 2 дистанционных этапов.

-                   Наборы заданий для участников очного этапа.

-                   Инструктивные карточки для участников очного этапа.

-                   Инструктивные листы для экспертов очного этапа.

-                   Критерии оценивания участников очного этапа олимпиады.

2).       Муниципальная метапредметная олимпиада для старшеклассников:

-                   Положение о Муниципальной метапредметной олимпиаде для старшеклассников.

-                   Инструктивные карточки для участников отборочного этапа.

-                   Диагностический инструментарий для участников отборочного этапа.

-                   Критерии оценивания участников отборочного этапа.

-                   Комплект заданий финального этапа олимпиады.

-                   Инструктивные карточки для участников финального этапа олимпиады.

-                   Инструктивные листы для экспертов финального этапа олимпиады.

-                   Критерии оценивания участников финального этапа олимпиады.

3).     Занятия тренинговых площадок по развитию метапредметных умений «Аргументация в диспуте», «Учебное сотрудничество», «Смысловое чтение», «Публичное выступление», «Моделирование».

4).       Проект профильной лагерной смены «Мета-поколение» для обучающихся ДД(Ю)Т  7-9 классов.  В основу проект был заложен уникальный опыт  реализации профильных смен туристско-краеведческой, естественнонаучной и социально-педагогической направленностей трех проектов ДД(Ю)Т – «Открытая Удмуртия», «Столичный центр «УникУм», «Школа полиции «СТРИЖ».

Особенностью профильной смены стало создание перенасыщенной разнообразными событиями образовательно-воспитательной среды для развития метапредметных умений старшеклассников как условий развития  конкурентоспособности  в  социальной и профессиональной  сферах.

 5) Проект выездной профильной  лагерной смены «Морские горизонты» для обучающихся ДД(Ю)Т 3-4 классов. В отличие от обычных смен, профильная лагерная смена с выездом за пределы города и региона, выполняет не только социальную и оздоровительную задачи, но и является площадкой для реализации и развития интеллектуального и творческого потенциала. Использование формы учебно-воспитательной работы «профильная смена» позволяет максимально учитывать интересы и способности одаренных и высокомотивированных детей, создавая для них комфортное социально-образовательное пространство для развития метапредметных результатов..

  Нижеприведенная таблица показывает количество участников и количество педагогов, организаторов  ключевых мероприятиях по развитию интеллектуального творчества и  метапредметного олимпиадного движения. Ключевыми мероприятиями городской опорной площадки Одаренные дети (интеллектуальная одаренность) в прошедшем уч.году стали: 

Название мероприятия

Время проведения

Количество участников (педагоги, специалисты)

Количество

участников (школьники)

Выездная профильная смена «Мета-Поколение»

 

2-8 ноября 2020

4 руководителя метапредметных тренинговых площадок

80

Городская метапредметная олимпиада для старшеклассников

 

05.11.20 – 1-й этап

07.11.20 – 2-й этап

3 эксперта олимпиады

 

80

Городская метапредметная олимпиада «ОБЛАКО»

1-14.02.21 - 1-й этап

17.02-02.03.21 - 2-й этап

20.03.21 – 3-й этап

1 эксперт олимпиады

1 эксперт олимпиады

 

7 экспертов олимпиады

3 124

Выездная профильная смена «Морские горизонты»

27.07-17.08.2021

4

30

Итого:

 

18

3 314

 Необходимо отметить, что в анализируемый период количество активных участников Метапредметных олимпиад с использованием потенциала «Облако» увеличилось с 1200 человек до 3124 человека.

Район

Первомайский

Индустриальный

Ленинский

Октябрьский

Устиновский

Итого

Кол-во

школ

14

14

14

17

17

76

Кол-во

школьников

712

483

587

598

744

3 124

Таким образом, общее количество участников городской опорной площадки «Одаренные дети» (интеллектуальная одаренность) стало 3314 человек.

 Кадровое обеспечение проекта осуществлялось, в основном, за счет методистов и педагогов ДД(Ю)Т, имеющих первую или высшую категорию, а также сертификаты экспертов по проведению метапредметных олимпиад, выданные в 2017 году АНО «ПРЭСТО» г.Пермь. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой, в 2020-21 уч. году приглашенных из других образовательных организаций преподавателей и экспертов не было.

Общее количество педагогов – 18 человек. Это организаторы тренинговых метапредметных площадок и эксперты метапредметных олимпиад.

Организована работа с социальными партнерами в городе, чьи ресурсы использовались при проведении ключевых мероприятий для школьников или для педагогов по проекту. Основным социальным  партнером, заинтересованным в развитии метапредметных компетенций учащихся,  в этом году стал МАУ ИМЦ «Альтернатива», который обеспечивал информационную поддержку проекту среди образовательных организаций города.

Обобщение и распространение опыта:

В этом году руководитель ГОП участвовала с презентацией инновационного опыта  «Метапредметные олимпиады в проекте «Столичный центр «УникУм» на:

- видеоконференции «Развитие талантов: новые возможности для каждого ребенка» в рамках межрегионального проекта  «Взаимообучение городов» 30.10.2020.

- «Круглом столе» с кураторами школьного этапа и  родителями участников олимпиады  «Облако»  26.01.2021 г.

На образовательном портале «Продленка» в этом году появилась публикация статьи «Метапредметные олимпиады в проекте «Столичный центр «УникУм».

 В течение года в рамках развития городской опорной площадки по поддержки интеллектуально одаренных  детей, педагоги опорной площадки  прошли серию курсов повышения квалификации на базе РЦИиОКО и Института развития образования УР и городских методических семинаров в ДД(Ю)Тпо темам:

«Тьюторское сопровождение участников образовательных отношений»(РЦИиОКО)

«Технология педагогической экспертизы» (ИРО УР)

 «Разработка программы лагерной смены методом фокальных объектов»(ДД(Ю)Т)

«Презентация и экспертиза  проектов профильной смены для интеллектуально одаренных детей»

IV методическая конференция «Проектная и исследовательская деятельность в меняющемся образовательном пространстве: критерии оценки качества»

 Психолого-педагогическое сопровождение проекта.

            Развитие метапредметных умений школьников оценивается по качественным (прямые) и количественным (косвенные) показателям.

Качественные показатели: умение получать и анализировать информацию, планировать и организовывать работу в команде, презентовать и аргументировать результаты своей деятельности. Развитие этих умений происходит как в процессе подготовки к олимпиаде, так и в процессе прохождения конкурсных испытаний. Ежегодно сложность заданий метапредметных олимпиад повышается. При этом доля финалистов, набравших более 85% от максимально возможного количества баллов увеличивается, следовательно, развиваются перечисленные выше метапредметные умения.

Количественные показатели: динамика количества участников олимпиады.

Метапредметная олимпиада для старшеклассников проводится в рамках профильных смен или учебно-тренировочного тренинга, поэтому количество олимпиадников регламентируется количеством участников смены.

За исключением 2019-2020 учебного года, наблюдается положительная динамика увеличения количества участников метапредметной олимпиады «Облако». Это косвенно указывает на то, что задача проекта по выявлению и развитию потенциала мотивированных и одаренных школьников реализуется.

 

3-4 классы

5-6 классы

7-9 классы

Итого

2016-17 уч. год

386

-

-

386

2017-18 уч. год

410

318

80

808

2018-19 уч. год

809

430

130

1369

2019-20 уч. год

286

265

30

581

2020-21 уч. год

2183

941

80

3204

 Перспективы на 2021-2022 годы:

1.Организовать продуктивное взаимодействие с Информационно-методическим центром «Альтернатива» как социальным партнером в развитии олимпиадного движения (предметного и метапредметного) в образовательном пространстве города.

2.Организовать продуктивное взаимодействие с Республиканским образовательным центром поддержки одаренных детей «ТАУ» как социальным партнером в продвижении интеллектуально одаренных детей и подростков, участников интеллектуальных игр, проектных и исследовательских конкурсов..

3.Использование воспитательного потенциала метапредметных мероприятий в воспитательном пространстве ДД(Ю)Т.

5.Внедрение тьюторского сопровождения участников образовательных отношений  в практику дополнительного образования»

 Положения о  массовых мероприятиях для Управления образования подготовить к 20 мая 2021 года для включения в общий план массовых мероприятий для школьников города