Отчет-анализа городской опорной площадки «Ресурсный центр «Мой выбор» ДД(Ю)Т за 2020-2021 учебный год.
Тема городской опорной площадки – Ресурсный центр «Мой выбор»
- Цель городской опорной площадки:
Совершенствование образовательного процесса Ресурсного центра «Мой выбор» и формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению с учетом потребностей реального рынка.
Задачи:
1.Методическая помощь педагогам, работающим по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мой выбор»
2.Модернизация и адаптация профориентационных игр «Путь в профессию», «Создай свое дело» и «PROбудущее» к новым условиям;
3. Развитие Модели социального партнерства и сетевого взаимодействия педагогического коллектива с образовательными организациями и иными социальными институтами города.
Статус городской опорной площадки – муниципальный
Сроки работы городской опорной площадки:
1 этап: 1.09.2015 – 30.06.2018. Приказ УО Администрации г. Ижевска приказ № 601 от 05.10.15г..Приказ ДД(Ю)Т №275\1 От 16.09.2016
2 этап: 1.09.2018-30.06.2021
Директор школы - Головкова Наталья Александровна, директор МБОУ ДО ДД(Ю)Т
Борисова Ирина Юрьевна, методист ДД(Ю)Т, руководитель РМЦ
6. Кадровое обеспечение:
Руководитель: управляет деятельностью Центра, заключает договора о сотрудничестве, ищет социальных партнеров, анализирует и планирует деятельность центра.
Методист: координирует работу Центра, составляет расписание, координирует работу педагогов, выходит с предложениями к руководителю Центра по улучшению его работы.
Психолог: проводит анкетирование учащихся, анализирует полученные результаты, выходит с предложениями к руководителю Центра по улучшению его работы.
Педагоги д\о: реализуют программы курсов по выбору, анализируют работу, выходят с предложениями к руководителю центра по улучшению его работы.
Общее количество педагогов РЦ «Мой выбор» – 21 человек
8. Информированность родителей и учащихся проходит через социальных партнеров (школы города Ижевска) на родительских и ученических собраниях, классных часах перед реализацией курсов, тренингов, практик и по окончании их. Также перед реализацией курсов, тренингов и практик проводятся ученические собрания в ДД(Ю)Т.
На сайте МБОУ ДОД ДД(Ю)Т размещена информация о деятельности опорной площадки, в холле ДД(Ю)Т размещен информационный стенд о деятельности РМЦ, имеется стенд с расписанием работы РМЦ, работает информационный киоск.
9. На альтернативном сайте МБОУ ДОД ДД(Ю)Т izhdvorec.ru в разделе «Педагогам» размещена информация о деятельности опорной площадки.
Содержание деятельности РЦ «Мой выбор».
Программа городской опорной площадки по предпрофильному обучению Ресурсный центр «Мой выбор» имеет следующее программно-методическое обеспечение:
8-9 классы – модульная дополнительная общеобразователная общеразвивающая программа «Мой выбор», которая предлагает выбор курсов по 4 сферам профессиональной деятельности: человек-человек, человек-знакомая система, человек-техника, человек.
8-10 классы - социально-педагогические тренинги на определение профессионального интереса и определение степени профессиональной идентичности;
7, 8, 9 классы – профориентационная игра «Путь в профессию»;
7 -8 классы – игра-квест «Мой выбор»
9-10 классы - профориентационная игра «Создай своё дело».
К началу учебного года, согласно обновлению Положения о структуре и содержании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, была скорректирована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой выбор». В этом учебном году она состояла из 23 курса по выбору. В целях привлечения интереса к курсам по выбору подростков, проведена работа с педагогами по внесению изменений в содержательную часть программы каждого курса. В текущем учебном году внесены дополнения в программное содержание курсов: «Организация кадровой службы» и «Психология менеджмента» «Основы дизайна» и «Организация кадровой службы» .
. В марте по вторникам и четвергам была проведена профориентационная игра «Путь в профессию» (см. таблицу) для обучающихся 7х,8х и 9х классов. Участниками игры стало 268 обучающихся, что говорит о популярности и востребованности данного направления работы по профориентации.
- В профориентационной деловой игре «Создай своё дело» приняли участие около 100 обучащихся детских объединений Дворца.. Ребята познакомились с современным рынком труда и требованиями, который он предъявляет; прошли диагностику по выявлению профессионального типа личности (по Холланду); освоили правила создания предприятия или фирмы. Обучающиеся дворца освоили навыки выбора профиля обучения или профессии на основе совмещения личных запросов, индивидуальных особенностей и требований современного рынка труда.
10. Партнёры: ежегодно партнёрами Ресурсного центра являются школы города Ижевска: 5,32,35,40,42,48,49, 52,56,62,64 65,78,85,88 ; Центр занятости населения г. Ижевска; УдГУ, ИГМА, ИжГТУ.
В анализируемый период в Ресурсном центре «Мой выбор» обучилось 1 181 человек из 13 школ города.
П |
И |
Л |
О |
У |
65,48,42, |
56,52,64 |
85, |
40,62,35,5,62.88 |
49,78,32 |
Месяц |
Школа |
Какие классы |
Кол-во |
Сентябрь |
56,40 |
8 |
126 |
Октябрь |
62, 49 |
8,9 |
126 |
Ноябрь |
65, 78, 48 |
8,9 |
127 |
Декабрь |
52.35 |
8, 9 |
153 |
Январь |
42, 85 |
8 |
182 |
Февраль |
5, 32 |
8 |
134 |
Март |
64 «Мой выбор» |
8 |
65 |
62, 88 Игра «Путь в профессию» |
7,8,9 |
268 |
|
ИТОГО |
|
|
1181 |
В профориентационной игре «Путь в профессию» приняли участие школы №№ 62,88; в игре-квести «Мой выбор» - школа 64. В профориентационной игре «Создай своё дело» участвовали обучающиеся дворца.
В течении всего года по завершению прохождения курсов по выбору среди обучающихся проводился рефлексивный опрос, который подтверждает о востребованности и актуальности ведения курсов по выбору.
11. Психолого-педагогическое сопровождение: психолого-педагогическое сопровождение курсов и социально-психологических тренингов начинается с диагностики подростков в школах помощью дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Климова с целью выявления предрасположенности к предполагаемому типу профессий. Все курсы разделены на группы по типам профессий, что облегчает учащимся выбор. Психолого-педагогической лабораторией Ресурсного центра реализуется блок анкет, позволяющих отслеживать тенденции развития профессионального самоопределения обучающихся. Диагностика проводится перед прохождением курсов и по окончании их. Количественный и качественный анализ анкет с запросом и обратной связью дает представление об ожиданиях и представлениях обучающихся, обратную связь о взаимодействии «педагог – учащийся» и эффективности деятельности РМЦ в целом. Кроме того, исследование статуса профессиональной идентичности дает более четкую характеристику профессионального самоопределения учащегося курсов. Анкетирование на входе и выходе даёт завершённость и импульс к рефлексии.
Выделяют четыре статуса профессиональной идентичности:
- Неопределенная профессиональная идентичность. Выбор дальнейшего пути не сделан, чёткие представления о карьере отсутствуют, человек даже и не ставит перед собою цель определиться с выбором.
- Навязанная профессиональная идентичность. Человек имеет сформированные представления о своём профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора.
- Кризис выбора (мораторий) профессиональной идентичности. Человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе её решения, но наиболее подходящий вариант ещё не определён.
- Сформированная профессиональная идентичность. Профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.
Сравнение норм и средних величин уровня статуса профессиональной идентичности показало, что обучающиеся в Ресурсном центре находятся на разных ступенях развития профессиональной идентичности: неопределенная идентичность - с величиной средних значений ниже нормы; навязанная идентичность - намного ниже нормы; ступень кризиса выбора (моратория) – выше нормы на входе и в пределах нормы – на выходе; сформированная идентичность со значениями, соответствующими нормам. Низкие показатели навязанной идентичности указывают либо на самостоятельность большинства подростков, либо на то, что они предоставлены самим себе.
В результате обучения снижается количество учащихся, находящихся в статусах неопределённой и навязанной профессиональной идентичности. Часть детей с третьей ступени (кризис выбора) поднимаются на четвёртую (сформированная профессиональная идентичность). Используемая методика через рефлексию активизирует процесс формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению.
Определение профессиональной идентичности показывает стабильную положительную динамику статуса профессиональной идентичности учащихся 8-9 классов школ г. Ижевска, обучающихся в Ресурсном модульном центре.
12.Семинары, совещания, педсоветы, конференции, открытые занятия, мероприятия, круглые столы, ГМО, консультации по вопросам работы городской опорной площадки
В 2020-2021 учебном году в Ресурсном центре проведено 5 малых педагогических советов, на которых обсуждались вопросы: проблемы стабильности социального партнерства, связанные с периодом распрострнения эпидемии короновирусной инфекции, обновление содержания Программ курсов по выбору, переход в режим он-лайн, перспективы работы Ресурсного центра «Мой выбор» в новом учебном году.
Открытые занятия в течение учебного года провели педагоги: П.М. Чернов (курс по выбору «Радиотехнология»), Е.А. Сайтаева (курс по выбору «В лабиринтах сознания»), Киселев А.Г. (курс «Основы туризма»).
Изучение и распространение опыта педагогов города по теме городской опорной площадки (фильмы, презентации, публикации, методические разработки, пособия и др.).
14.Трудности в ходе осуществления городской опорной площадки.
Проблемы стабильности социального партнерства, связанные с периодом распространения эпидемии короновирусной инфекции.
Недостаточное количество учебных занятий с возможностью их реализации в режиме он-лайн.
14. Возможные пути их преодоления.
Разрботка он-лайн учебных занятий или разработка ДООП, реализуемх в режиме дистанционного обучения.
15. Основные мероприятия опорной площадки на новый 2018-2019 учебный год.
В связи с принятием новой Программы развития деятельность РМЦ также будет обновлена и усовершенствована. Система предпрофильного образования на базе ДД(Ю)Т может быть усилена за счет введения новых форм образования: социальные тренинги «Путь в профессию» для учащихся 10-11 классов, социальные практики, заочные интерактивные мастерские по выбору профессии.
Положения о массовых мероприятиях для Управления образования подготовить к 20 мая 2021 года для включения в общий план массовых мероприятий для школьников города